Композиты в строительстве: упругий модуль заинтересованности

October 14, 2013

Строительные ведомости № 19 (423), 14 октября 2013

Для многих стало неожиданностью, что на круглый стол «Композиты в строительстве. Неметаллическая арматура для бетонов», состоявшийся 3 октября в рамках международной выставки «Развитие инфраструктуры Сибири IDES», собралось столько народу. В пятом конференц-зале «Новосибирск Экспоцентра» действительно не хватило мест для всех желающих. Полный аншлаг! Съехались люди из разных городов, краев и областей России: Москвы, Якутска, Пермского края, Татарстана, Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Омской и Кемеровской областей.
«Случайных» гостей практически не было: присутствовали строители (застройщики и подрядчики), производители композитных материалов, инженеры-проектировщики, ученые: восемь докторов наук, пять кандидатов…
Конечно, организаторы — Союз строителей Сибири, Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области, Ассоциация «Неметаллическая композитная арматура» — поработали эффективно, сумев оперативно оповестить о готовящемся мероприятии почти всех потенциально «причастных к делу» специалистов. Однако, если бы не было интересно, люди, оставшиеся без свободных стульев, точно не стали бы слушать выступления и дискуссии стоя, позабыв, что докладчики давно вышли за пределы установленного регламента. Почему тема приковала к себе столько пытливых взглядов? Причины есть.

Во-первых, композитная арматура достаточно широко представлена на нашем рынке, однако правильно применять ее умеют далеко не все: нормативная база находится в стадии формирования, а некоторые поставщики вместо помощи порой готовы подложить потребителю свинью, горячо заверяя, что композит «является лучшей заменой стальной арматуре». Свинство в том, что всё далеко не так просто, и если слепо, без глубоких расчетов, применять «вместо стальной» композитную арматуру — можно в короткие сроки получить аварийное состояние конструкций в готовом сооружении.

Во-вторых, широким внедрением композитных материалов в практику строительства официально заинтересовалась федеральная власть, причем ветер перемен задул с самой «верхушки» нашей государственной вертикали (в последнее время все иные «ветра» у нас как-то поутихли, но это уже отдельная тема). Исполняя поручения Президента РФ, российское Правительство выпустило распоряжение № 1307-р от 24 июля 2013 года «О плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли производства композитных материалов», которым утвердило план мероприятий развития отрасли. В названном плане предусматривается много всего, в том числе разработка региональных и отраслевых программ развития производства и применения композитов в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, ЖКХ, создание специальных инжиниринговых центров и т.д. Министерством регионального развития РФ, в свою очередь, разработана и утверждена отраслевая программа внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе РФ.
Примечательно, что приказ Минрегиона об утверждении программы вышел ровно в тот же день, что и упомянутое правительственное распоряжение: 24 июля 2013 года.
Дорожная карта предусматривает достижение к 2020 году ряда серьезных показателей на ниве композитов — это и многократное увеличение объема производства композитных материалов и изделий из них в стране (с 16 млрд. рублей до 120 млрд. рублей в год), и увеличение объемов экспорта соответствующей продукции, и разработка большого числа нормативных документов.


В-третьих, описанный выше административно-плановый порыв практически не подразумевает бюджетного финансирования. Что тоже само по себе интересно, поскольку вызывает обоснованный вопрос: как?! Как можно так много сделать бесплатно в наше время?! Осведомленные злые языки поговаривают, что финансирование-то будет, но только для вполне определенных холдингов и государственных корпораций, чьи имена слишком хорошо известны, чтобы их здесь называть.


В-четвертых, любопытным является тот факт, что «новые композитные технологии» — на самом деле не вполне позабытые старые, которые неплохо прорабатывались еще в СССР. У композитных материалов в строительной отрасли России может быть большое и красивое будущее. Но чтобы шагнуть в него, профессиональному деловому сообществу придется приложить немалые усилия.

Фото: дискуссии не утихали даже в перерыве.

«Удивительно, как всё было растащено и разворовано!»

Начальник конструкторского отдела Бийского завода стеклопластиков Анатолий ЛУГОВОЙ дал свою оценку состоянию и перспективам применения композитнойполимерной арматуры в отечественной практике строительства:

— Примерно год назад, в октябре 2012 года, состоялось заседание Экспертного совета по модернизации экономики при Президенте РФ. На заседании, среди прочего, затронули наболевший вопрос о композитных материалах. И Владимир Путин дал четкую и конкретную характеристику происходящему: «Если в советские времена мы занимали ведущее положение по композитам в мире, то после развала СССР мы стали занимать на рынке композитных материалов какой-то ничтожный процент — 0,5% мирового производства. Удивительно, как все было растащено и разворовано! Если не стимулировать спрос, то частные компании сюда никогда не придут, они продолжат ковыряться в нефти, газе и металле».
Так Путин ясно дал понять, что государству пора обратить внимание на композитную отрасль и постараться простимулировать ее развитие посредством государственных инвестиций. Президент подчеркнул, что в стране наблюдается дефицит отечественного оборудования и подготовленных кадров.
«Необходимо создавать межотраслевые инжиниринговые центры по композитам и готовить квалифицированных специалистов. Считаю, что без развития этого сектора мы потеряем конкурентоспособность многих наших отраслей. Это именно то направление, где мы можем существенно продвинуться вперед», — сказал Путин.

То есть теперь всем понятно, что без композитов дальнейший прогресс невозможен. По итогам упомянутого заседания Экспертного совета Путин дал перечень поручений. В частности, Правительству Российской Федерации в рамках государственной программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности до 2020 года было поручено предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на развитие технологий производства композитных материалов, конструкций и изделий из них, и создать условия для их применения в гражданских секторах экономики, обеспечив финансирование данных мероприятий начиная с 2013 года. Хочу подчеркнуть эту фразу из поручения Правительству — обеспечить финансирование!
Кроме того, Правительству было поручено обеспечить разработку федеральными органами исполнительной власти отраслевых программ внедрения композитных материалов, рекомендовать органам исполнительной власти «на местах» разработать и утвердить региональные программы внедрения композитных материалов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищного строительства и коммунального хозяйства.

Срок исполнения первого блока поручений — 1 ноября 2013 года. Минпромторгу РФ поручено отслеживать ход реализации разрабатываемых программ с 1 ноября 2013 года и далее ежегодно. 24 июля Правительство выпустило распоряжение — дорожную карту по композитам. Некоторые регионы «проснулись» и подготовили свои программы развития композитной отрасли. Но есть крупная проблема: люди во власти, по большому счету, не знают, куда внедрять эти композиты и что с ними, по большому счету, делать.
Среди сибирских регионов, к сожалению, ни Алтайский край, ни Новосибирская область, ни Томская область, ни Кузбасс совещаний по композитам не провели и соответствующего комплекса мероприятий не разработали. Хотя 1 ноября 2013 года придет пора держать ответ за «содеянное»… Или за «несодеяннное».
Остается только надеяться, что за оставшееся до начала ноября время наши местные органы власти всё-таки успеют что-то сделать.

Стандарты, которые уже есть


…Если внимательно посмотреть правительственную дорожную карту по композитным материалам, то нетрудно заметить, что (бюджетное) финансирование там предусматривается только с 2014 года, и то, непонятно, в каком виде оно будет осуществляться.
Тем не менее, несмотря на все «тормозящие факторы», жизнь идет вперед, ее требования возрастают. И мы, как давние производители композитных материалов в стране, понимаем, что одной из главных проблем внедрения композитов в строительстве является нехватка соответствующей нормативной базы.
Стараясь решить эту проблему, мы — совместно НИИЖБ и Бийский завод стеклопластиков — разработали стандарт, который ныне имеет статус межгосударственного, ГОСТ 31938-2012, в котором указаны все сводные характеристики композитной арматуры и многие другое. Сейчас нам не хватает Свода правил. Понимая это, мы объединились в Ассоциацию производителей композитной арматуры — чтобы продолжать работу над нормативной базой, ну и, конечно, чтобы продвигать свою продукцию на рынок.
Первая редакция Свода правил на сегодня есть, но она пока еще сыроватая, никто из серьезных специалистов-бетонщиков не принял участие в ее обсуждении.
Отмечу, что имеется стандарт по применению композитной арматуры, по проектированию конструкций с использованием такой арматуры у наших украинских коллег.
Документ неплохой, и в какой-то мере наши инженеры могут им пользоваться — но российскую государственную экспертизу проект со ссылкой на данный стандарт, к сожалению, не пройдет.
…Внедрение композитной арматуры в дорожном строительстве взяла под свое крыло государственная корпорация «РОСНАНО». В августе текущего года в РОСНАНО состоялось совещание, участники которого также постарались разобраться, чего им не хватает для внедрения композитной арматуры в дорожное строительство. У дорожников есть четыре базовых СНиПа, касающихся возведения дорог и мостов, но там нет разделов по композитной арматуре. И сейчас РОСНАНО пытается стимулировать разработку соответствующих дополнений к этим СНиПам.

Зарубежный опыт свидетельствует…

Каковы же перспективы внедрения композитной арматуры? Они весьма широки. Сошлюсь на зарубежный опыт. Он свидетельствует, что композитную арматуру можно с успехом использовать при строительстве специальных сооружений, мостов, тоннелей и т. п. Она очень эффективна в бетонных конструкциях, которые находятся в зоне постоянного воздействия электромагнитных полей, способных вызывать электрическую коррозию стальной арматуры внутри бетонных конструкций (например, опоры контактной электросети на железной дороге). Кроме того, это сооружения, эксплуатируемые в агрессивной, влажной среде (в морских портах и т. п.).
Вместе с тем, предпринимателям, которые ищут экономической выгоды при использовании такой арматуры, надо понимать: сама по себе замена стальной арматуры, допустим, на стеклопластиковую сиюминутной выгоды не дает. Более того, стальная арматура даже дешевле в сравнении с композитной. К тому же все давно и хорошо знают, как ее применять. Выгода проявляется, но позже, при долговременном использовании — ведь композитная арматура почти не подвержена коррозии, она долговечна; есть у нее и ряд других несомненных плюсов.
Думаю, перспективы использования композитной арматуры в строительстве у нас в России ничуть не меньше, чем, скажем, в США и Канаде. В той же Канаде, напомню, все мосты и дороги строят только с использованием композитной арматуры — в силу ее исключительной устойчивости к основным видам коррозии. С учетом того, что климат в Канаде примерно такой же, как и у нас — делайте выводы.
…Всем проектировщикам настоятельно рекомендую о качестве и основных характеристиках композитной арматуры наводить справки в Ассоциации производителей такой арматуры, потому что одной из целей создания Ассоциации являлось создание заслона на пути проникновения на строительный рынок некачественной композитной арматуры.

Число производителей такой арматуры постоянно растет, и не все работают добросовестно. Кроме того, не все люди, называющие себя экспертами в области композитов, являются таковыми в реальности. Мне доводилось слышать публичные выступления довольно именитых людей, выдвигающих голословные обвинения в адрес композитной арматуры, при этом они явно не знали и не понимали некоторых ее важных особенностей и характеристик. Зря они так высказывались. Повторюсь — за по-настоящему компетентной экспертной оценкой лучше всего обращаться в Ассоциацию «Неметаллическая композитная арматура».

Всё началось еще в 1960-х годах…

Заместитель заведующего лабораторией коррозии бетонов московского НИИЖБа, кандидат технических наук Андрей БУЧКИН развил тему нормативной базыдля применения композитной арматуры:

— Я полностью согласен с Анатолем Николаевичем Луговым в том, что мы сведем к нулю всю пользу от композитной арматуры, если в наших руках не будет добротной нормативной базы. Напомню, что поиски и исследования в сфере композитных материалов за рубежом начались еще в 60-х годах прошлого века. Тогда же постепенно начала формироваться нормативно-техническая документация. В СССР первые рекомендации по расчету конструкций со стеклопластиковой арматурой были разработаны в 1978 году специалистами Научно-исследовательского института железобетона (НИИЖБ).

В конце имеющегося длинного перечня зарубежных нормативных документов (Японии, США, Канады и проч.) следует упомянуть относительно недавние достижения в сфере нормирования применения композитных материалов в строительстве на постсоветском пространстве. Это изданный в 1998 году стандарт Республики Беларусь СТБ 1103-98 «Арматура стеклопластиковая. Технические условия», это вышедшее в 2011 году на Украине «Руководство по проектированию и изготовлению бетонных конструкций с композитной арматурой на основе базальтового и стеклянного ровингов», это утвержденный в том же году российский ГОСТ 31938 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия» и, наконец, стандарт Национального объединения строителей России (НОСТРОЙ) СТО 2.6.90-2013 «Применение в строительных бетонных и геотехнических конструкциях композитной арматуры».
Отмечу, что разработанный нами совместно с Бийским заводом стеклопластиков ГОСТ 31938-2012 с 1 января 2014 года получит статус национального стандарта.

Внутри нового ГОСТа

Андрей Бучкин подробно рассказал о содержании ГОСТ 31938-2012. Как и положено, в данном документе присутствует вся необходимая «программа-минимум», характерная для такого рода документов: содержание включает область применения композитной арматуры, ее классификацию, основные параметры иразмеры, технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы контроля, особенности транспортирования и хранения.
Далее Андрей Бучкин, обращаясь к тем, кто еще только открывает для себя ком-позитную арматуру, кратко остановился на главных особенностях ее внутреннейструктуры. Как выяснилось, такая арматура состоит из двух основных компонентов: волокон и связующей смолы. Именно волокно «держит» основную нагрузку иобеспечивает прочность арматурных стержней. Основные же задачи смолы — передавать напряжения между волокнами, защищать их от механическихповреждений и отрицательного влияния внешних факторов.
Продолжая «композитный ликбез», представитель НИИЖБа сообщил, на какие основные виды делится композитная арматура (стеклокомпозитную, базальтокомпозитную, углекомпозитную, арамидокомпозитную, и комбинированную композитную), раскрыл технические требования к каждому виду арматуры повсем основным показателям — модулю упругости, пределу прочности при сжатии и пределу прочности при поперечном срезе. Также Андрей Бучкин описалосновные методы испытаний такой арматуры и показал приборы и оборудование, посредством которых данные испытания проводятся.
С большим интересом восприняли слушатели выданные представителем НИИЖБа в форме таблицы сравнительные механические характеристики «традиционной» стальной и композитной арматуры (имеются в распоряжении «СВ» — Ред.) и данные об испытаниях на прочность и огнестойкость бетонных изделий, армированныхкомпозитной арматурой. Все приведенные сведения Андрей Бучкин подтвердил технической документацией (в отсканированном виде соответствующие техническиеакты с синими печатями были приведены на слайдах). Московский гость отметил, что процесс нормотворчества в сфере композитов для строительства сегодняпродолжается, и профессиональному деловому сообществу не стоит пускать его на самотек.
«…Я бы призвал всех заинтересованных коллег активнее участвовать в создании нормативных документов. То есть действовать именно на стадии разработки. Иначемы будем получать нормативы как данность…» — сказал Андрей Бучкин.

«Чем же так прельстила нас эта арматура?»

Ведущий эксперт новосибирского ООО «ТЭЗИС», председатель Общества железобетонщиков Сибири и Урала, кандидат технических наук ВалерийГАБРУСЕНКО, также коснувшись отечественной истории композитов в строительстве, постарался компактно описать инженерно-технические особенностиприменения композитной арматуры, без учета которых все плюсы этого материала легко способны превратиться в опасные минусы:

— В Советском союзе композитная арматура «зародилась» около лет 40 назад в продвинутой на тот момент в данном вопросе Белоруссии. Эта республика разработала первые технические условия, и первой же освоила опытное производство. Правда, тогда речь шла только о стеклопластиковой арматуре небольшого диаметра, 5–6 мм. Так или иначе, Институт строительства Госстроя Белоруссии совместно с московским НИИЖБом разработали первые рекомендации по расчету конструкций со стеклопластиковой арматурой. Да, тогда в этом вопросе мы были действительно впереди планеты всей. Или почти впереди…
Чем же так прельстила нас эта арматура? В первую очередь, огромной прочностью при маленьких диаметрах, временное сопротивление у нее было до 1000 МПа (или, если по-старому, 10 тыс. килограмм на квадратный сантиметр)… Вроде бы сам Бог велел применять такую арматуру — в предварительно напряженном виде, и вроде бы открывались большие перспективы… Однако это «первое рождение» стеклопластиковой арматуры закончилось не очень удачно. Почему? Одна из причин, на мой взгляд, скрывалась в особенностях технологии производства преднапряженных «стеклобетонных» изделий с такой арматурой. Дело в том, что, по существу, это была «струнно-пакетная» технология. Вспомните 60-е — 70-е годы, тогда еще канаты только- только начали появляться, и в основном применялись высокопрочные струны, фактически проволока. Однако струнно-пакетная технология была достаточно трудоемкой и многодельной. Поэтому от «струн» перешли к применению более крупных арматурных элементов — либо стальных стержней класса А5–А6 (к тому времени их уже стали прокатывать), либо канатов. А стеклопластиковая арматура дальнейшего развития в нашей стране не получила. Помимо упомянутого технологического фактора, видимо, сыграло свою роль и еще одно обстоятельство, уже отчасти субъективного толка. Знаете, как бывает: познакомишься с человеком, вроде человек замечательный, хороший, но понемногу узнаешь в нем какие-то недостатки, и постепенно отворачиваешься от него, забыв о первом приятном впечатлении. Хотя недостатки — они ведь у всех есть… В общем, примерно то же самое произошло и со стеклопластиковой арматурой. Разонравилась она нам.

Нельзя сваривать, гнуть и греть

…Сегодня, повторюсь, происходит второе рождение этой арматуры. И дай Бог, чтобы это рождение оказалось на этот раз более успешным, и «младенец» прожил много-много лет. Но чтобы нам второй раз не наступить на старые грабли, не разочароваться, надо хорошо знать и понимать конструкционные и технологическое особенности этой арматуры. Знать и обязательно учитывать в расчетах.
Итак, у стеклопластиковой арматуры есть безусловно прекрасные качества. Это отменная прочность, высокая стойкость к коррозии, замечательные диэлектрические свойства, «радиопрозрачность» и так далее. Эта арматура более долговечна в сравнении со стальной, безусловно.
Но есть и некоторые технологические сложности — в сравнении со стальной арматурой.
Во-первых, композитная арматура не сваривается. Поэтому и сетки, и каркасы из нее необходимо «вязать». Второй момент: она не загибается. Поэтому гнутые сетки и каркасы из стеклопластика вы получить не сможете. Третье: такая арматура боится высокой температуры. Поэтому весьма проблематичным становится вопрос термообработки сформованных изделий с такой арматурой. Напомню: у нас пропаривание заводских бетонных изделий происходит при температуре 80 градусов, а снизив ее до 60 градусов (что необходимо при наличии в изделии стеклопластиковой арматуры), мы существенно растянем производственный цикл выпуска сборных конструкций, тем самым автоматически сделав производство дороже. Об этом факте тоже нужно помнить.

Арматура, требующая вежливого отношения

Теперь перейдем к конструкционным особенностям, к механическим свойствам такой арматуры.
Высокая прочность при растяжении. Раньше расчетное сопротивление было 1000 Мпа. Сегодня, в новом ГОСТе, оно уже меньше — 800 МПа. Но всё равно, это очень много. Это равновелико сопротивлению (стальной) арматуры класса А5.
Далее: сейчас выпускается стеклопластиковая арматура в том числе и больших мм, то сегодня они достигают 32 мм (тоже указано в ГОСТе). Это замечательно. Значит, теперь мы можем делать мощные композитные арматурные элементы.
Высокая прочность при сжатии — от 500 до 1000 МПа. Вроде бы тоже хорошо, но, на мой взгляд, эта прочность — лишняя. Конструкторы в своей работе от нее никак не выигрывают.
Далее — у стеклопластиковой арматуры практически отсутствуют пластические деформации. Вот это уже дело серьезное. То есть она работает по закону Гука. Напомню, у всех видов стальной арматуры удлинение при разрыве — не менее 4 процентов. А у большинства видов композитной арматуры удлинение при разрыве меньше двух процентов! Это означает присутствие высокого риска «хрупкого» разрушения. Иными словами, с композитной арматурой надо обращаться очень осторожно. «Разговаривать» с ней на «ты» нельзя, допустимо только вежливое и аккуратное «вы».

Применять — только в преднапряженных конструкциях

Наиболее целесообразная область применения композитной арматуры, на мой взгляд, за прошедшие десятилетия ничуть не изменилась: это предварительно напряженные конструкции. В силу низкого модуля упругости потеря напряжений в напрягаемой композитной арматуре от усадки и ползучести будет в три-четыре раза меньше, чем в стальной арматуре. В силу того же самого низкого модуля упругости применение ее (композитной арматуры) в сжатых конструкциях, в изгибаемых зонах конструкций бессмысленно, потому что там всё определяется не прочностью арматуры, а предельной сжимаемостью бетона. В сжатых конструкциях она свою прочность будет использовать едва ли на четверть. Вместе с тем, меньший (в сравнении со стальной арматурой) модуль упругости дает основания надеяться, что конструкции с ком-позитной арматурой будут меньше подвержены усадочным трещинам. Усадочные трещины ведь возникают оттого, что для нормальной равномерной усадки бетона есть какие-то препятствия, а арматура — как раз такое препятствие. Ну, а поскольку эта арматура легче сжимаема в сравнении со стальной (я полагаю, у нее модуль упругости меньше и в поперечном направлении) — значит, композитная арматура будет меньше препятствовать усадке бетона и снизит образование усадочных трещин.
Важный момент: в композитной арматуре должна быть обеспечена исключительно высокая однородность прочности. Сегодня при проектировании мы вводим к временному сопротивлению разрыву (стальной) арматуры доверительную вероятность 95 процентов (то есть 5 процентов риска), а в композитной арматуре — 98 процентов (всего 2 процента риска). И еще: сечения изгибаемых элементов должны быть переармированными. Понятно, что это заведомо ведет к большому расходу арматуры. Хотя в целом нормы вообще не рекомендуют проектировать переармированные сечения, для стеклопластиковой арматуры специально была сделана такая пометка.

…Что же касается обычных конструкций, без предварительного напряжения (обычных плит, обычных балок) — то в них, на мой взгляд, применять композитную арматуру совершенно бессмысленно. Потому как чтобы обеспечить в таких обычных изделиях нормативные показатели раскрытия трещин и т. д., мы должны будем загнать в их «нутро» композитной арматуры в несколько раз больше, чем стальной. В долговечности композитной арматуры можно не сомневаться — она «переплюнет» все затраты на более высокую стоимость такой арматуры. Поэтому дорожные, аэродромные плиты можно делать со стеклопластиковой арматурой. Но это должны быть плиты, опять-таки предварительно напряженные, причем в двух направлениях. Такие плиты будут служить сто лет, точно. Еще можно делать с использованием композитной арматуры предварительно напряженные опоры контактной сети. Это касается контактной сети как городского электротранспорта, так и железнодорожного. Можно делать шпалы бетонные, и опоры ЛЭП, конечно. Во всех упомянутых направлениях композитная арматура, убежден, покажет себя прекрасно.

По возможности, в следующих номерах мы познакомим вас и с некоторыми другими выступлениями на круглом столе. Вместе с тем, значительная их частьбыла посвящена глубоким техническим деталям производства и применения композитной арматуры. А с «идеологической» точки зрения главное практически ужесказано. По итогам круглого стола было принято обращение к органам власти, ученым и представителям власти. Организаторы предложили участникам вносить, если нужно, изменения в проект обращения. Но на день сдачи номера в типографию (11 октября) ни одного предложения о внесении изменений не поступило.
Подготовил А. Русинов.

_____________________________________________________________________________________________

Обращение (проект) участников круглого стола «Композиты в строительстве» к Министру регионального развития РФ, Российскому Союзу строителей, Национальному объединению саморегулируемых организаций строителей (НОСТРО Й), Р оссийской академии архитектуры и строительных наук (РААСН ), органамисполнительной власти в субъектах федерации Сибирского федерального округа, представителям строительного бизнеса Сибири Новосибирск, 3 октября 2013 года.


Участники круглого стола «Композиты в строительстве…», заслушав и обсудив доклады и выступления, отмечают.
Правительство РФ своим распоряжением от 24 июля 2013 г. № 1307-р О плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли производства композитов» и Министерство регионального развития РФ своим приказом от 24 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе РФ» утвердили соответственно план мероприятий («дорожная карта») и отраслевую программу.
В указанных документах не приведено технико-экономическое обоснование необходимости развития производства и внедрения композитов для строительной сферы и не очевиден ожидаемый положительный результат от реализации плана мероприятий и отраслевой программы. Более того, заявленное в отраслевой программе неучастие бюджета в ассигнованиях для целей реализации программы ставит под сомнение реальность её выполнения.
Отсутствие необходимой нормативной базы для проектирования объектов или отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений с использованием композитов и отсутствие в регионах научно-экспериментальной базы для наработки опыта являются первым, но далеко не единственным препятствием на пути реализации принятых программ. Очевидно так же, что отсутствие стимулов для бизнеса и его мотивации к выполнению программ не позволит преодолеть рубеж перехода от намерений к реальному производству и внедрению.

Вместе с тем, в регионах Сибири имеетместо реальное производство композитов на достаточно высоком технологическом уровне, которые при определённых условиях могут широко использоваться в строительной сфере. В частности, стеклопластиковая и базальтопластиковая арматура для бетонов, гибкие связи для трёхслойных панелей стеновых ограждений, погонаж, шпунтовые ограждения, опоры ЛЭП и т. д. Отмечаются значительные подвижки со стороны прикладной науки (НИИЖБ, ЭНПЦ ЭПИТАЛ, НПЦ «Алтай», Бийский завод стеклопластиков и др.) в части исследований, направленных на расширение области применения композитов, консолидируются силы производителей композитов — создана и успешно функционирует Ассоциация производителей композитной полимерной арматуры (ОППНКА), планируется её организационное развитие с учётом региональных интересов и возможностей. Однако предстоит большая организационная работа по подготовке стартовых условий для реального широкого внедрения композитов в строительстве.

С учётом изложенного, участники круглого стола, представляющие интересы проектно-строительного комплекса, производителей строительных материалов (в т. ч. композитов), прикладной науки, образовательных учреждений обращаются:


К Министру регионального развития РФ с просьбой:
• Установить исполнителей и сроки формирования нормативной базы применения композитов в строительстве и в первую очередь Свода правил по проектированию и мониторингу.
• Установить процедуру публичной защиты региональных программ в Минрегионе.
• Подготовить условия конкурса для НИР, КР и внедрения в производство эффективных разработок, связанных с применением композитов.

К Российскому Союзу строителей:
• Организовать эффективный обмен опытом внедрения композитов в строительстве.
• Подготовить каталог-справочник Российских производителей композитов (совместно с ассоциацией НКА).
• Во взаимодействии с НОСТРОЙ включить в номинации всероссийского конкурса внедрение композитов в строительстве.

К Ассоциации ОППНКА:
• С учётом сроков формирования нормативной базы подготовить рабочую программу внедрения композитов в строительстве на 2014–2015 гг. и принять участие в формировании единого федерального каталога полимерных композитов, рекомендуемых для применения в строительстве на территории РФ.
• Рассмотреть, предложить организовать взаимодействие и сотрудничество членов ассоциации НКА и других участников инвестиционно-строительной деятельности в регионах и округах. Рассмотреть целесообразность создания СРО на базе ассоциации.
• Организовать взаимодействие с профильными комитетами НОСТРОЙ и РСС.
• В порядке информационного сопровождения производства и внедрения композитов в строительство организовать выпуск ежеквартального бюллетеня «Композиты в строительстве».


К органам исполнительной власти в субъектах федерации:
• Привлечь деловую общественность к формированию региональных программ.
• Предложить стимулирующие факторы для внедрения композитов в строительство.
• Подготовить условия для региональных конкурсов внедрения композитов.
Рекомендовать профессиональным объединениям строителей, проектировщиков, производителям строительных материалов включить в план деловых мероприятий вопросы производства и внедрения композитов в строительство.